Позиции тюрков и персов в Сефевидском государстве

Позиции тюрков и персов в  Сефевидском государстве

Исследователи довольно часто обращаются к изучению Сефевидского государства, и это вполне естественно, поскольку оно претерпело значительные изменения в традициях государственности Азербайджана и Ирана.

Иранский парадоксализм или, скажем, дуализм находит свое отражение при взгляде на государства, которые были созданы на его географической территории. В частности, это проявило себя в тюркско- персидских связях в Шия - Сефевидском государстве.

В связи с историей Сефевидов у истоков этнических споров стоит этническая принадлежность Шаха Исмаила. О Шахе Исмаиле и о национальной принадлежности его предков напечатано достаточно много исследований.  В этой связи мы хотим ограничиться упоминанием Шейха Сейфияддина, которого в исторических источниках называют «тюркский пир». И хотя эта тема довольно широко исследована, однако в каждой из них ощущается специфичный подход к выявлению личности этого человека.

В отечественной историографии Cефевидское государство изучается в двух направлениях: а) тюркские cефевиды во времена Шаха Исмаила и Шах Аббаса Первого; b) Период правления Шах- Аббаса и последующий период cефевидских персов.

Деление на эти периоды необходимы для понимания возвышения сефевидов и затем их ослабления. При Шах Аббасе военная стратегия Сефевидского государства Шаха Исмаила, идеологически, и с точки зрения географии, существенно отличалась от суннитского Османского государства и Шейбанидов. То есть, в первую очередь, следует отметить, что по велению тюркских беков, государственная идеология суннитов -кызылбашей стала сменяться на противоположную идеологию - шиизм. Эти перемены частично можно понять, принимая во внимание то, что ценности при формировании любого государства, в дальнейшем (при развитии) обычно претерпевают изменения. В Сефевидском государстве кызылбашей не могли не найти свое отражение географическая мощь, многонациональность и религиозное многообразие.

В данной статье мы затронем тему, которая поможет лучше узнать о государстве сефевидов, во главе которого стоял Шах Исмаил; попытаемся исследовать позиции тюрков и персов, и их значение для Сефевидского государства.

Для понимания позиций тюрков и персов следует обратить внимание на племена, которые сыграли большую роль в формировании Сефевидского государства, и на их участие в меджлисах, которые имели огромное значение в управлении государством. Значительная часть правящей элиты Сефевидского государства были представителями тюркских племён.  В Tarix-i Ara Abbasid даны 17 имен эмиров и родов.  Как отмечает в своей книге исследователь Сефевидского государства историк О. Эфендиев, представители азербайджанской знати, по сравнению с представителями других народов, занимали в этом государстве видные позиции.  Эти племена смогли сохранить свою власть вплоть до XIV века, до правления Шах Аббаса Первого.

Представители знати собирались в меджлисах, занимавших особое место в руководстве страны. Сефевидское государство управлялось посредством двух меджлисов -один отвечал за имущество, хозяйственную часть, другой - за военное дело: а) «Divan -ı Ala», б) «Cəngi». На этих меджлисах собирались кызылбашские эмиры, принимались важные государственные решения. Причем, на них имели право собираться только эмиры тюркского происхождения.  «Tacikiyə» - так звали орган, который брал на учет издаваемые законы меджлиса, и затем принимал участие в утверждении шахских указов.

Сефевидский историк Ф. Сюмер отмечает, что «таджики» отвечали за государственное имущество, но в XVI веке при сельджуках, в управлении государством особо не участвовали - правили тюрки. При cефевидах кроме финансовой сферы, не имели позиций в государственном управлении.

По словам О. Эфендиева, таджики при cефевидах входили в Азербайджанское Сефевидское государство, в феодальную ее часть, и занимали подчиненное положение.  И слова Александра из Венеции подтверждают эту мысль. Они не имели веса в государственном совете, и пока шах не спрашивал их, они не могли высказать свое мнение по тому или иному вопросу. И хотя они тоже занимали высокие посты, однако султанами быть не могли, их не назначали на военные должности.

Позиция тюрков при сефевидах

Как было указано выше, собрания тюркских эмиров проходили в «Divan-i Ala» и в «Cəngi». Сефевидские шахи и другие восточные правители единолично решали государственные вопросы. Возле них функционировали консультативные советы - верховные меджлисы («Divan-İ Ala» и «Сəngi»). В период правления Шаха Тахмасиба Первый меджлис состоял из 12 чиновников (султанов) с большим опытом «государственного управления».  В «Divan -i Ala» входили: главный визир, государственный секретарь, управляющий шахского дворца, советник по вопросам общественности, дворцовый врач, начальник дворцовой охраны, писарь и другие.

   Один из тюркских меджлисов - Меджлис эмиров- «Üməra-i Cənqi», состоял из десяти эмиров.  Слово «сənqi» - монгольского происхождения и означает «связь». В этот меджлис в основном входили представители тюркских династий. При сефевидах эмиры делились на две части.

а) эмиры государства

б) эмиры общества

а) Государственные эмиры: их еще называли «Благословенные эмиры государства». Все они были должностными лицами, жили при дворе шаха и участвовали в меджлисе эмиров.

Б) Эмиры общества: это представители власти, бейлербеки, султаны, ханы. Их еще называли «охранники границ».  В число представителей власти, с точки зрения доверия, входили бейлербеки.  Они почитались выше ханов, а ханы - выше султанов. К «бейлербекам» относились также и «qol bəyləri», которых величали ханами. Их утверждали и освобождали от службы власти. Так же как и бейлербеки, и приграничные султаны подчинялись тамошним ханам.

В Сефевидском государстве по двум причинам произошла иранизация:

а) Перенос столицы в персидский регион страны;

б) Отстранение тюркских беков - кызылбашей от значимых позиций.                                                                                       

а) Роль переноса столицы сефевидов в усилении персов и персидского языка:

Непрекращающиеся войны с османами вынудили сефевидских правителей позаботиться об охране столицы государства. И с этой целью им пришлось два раза переносить столицу. Вначале они перенесли столицу в Казвин, затем, в период Шах Аббаса, столица была перенесена в Исфахан. И поскольку в каждом из этих городов перевес населения был на стороне персов, то это послужило причиной того, что все больше персов поступало на службу в государственные органы. Это постепенно привело к усилению и персидского языка. Как справедливо отмечает Турхан Генджеи, перенос столицы из мест проживания тюрков в Исфахан нанес удар по политическому и культурному значению Тебриза. К тому же и реформы Шах Аббаса также способствовали ослаблению позиций кызылбашей. Но несмотря на это, тюркский язык - родной язык кызылбашей, создавших Сефевидское государство, продолжал оставаться языком дворца и армии в Исфахане, Тебризе и Казвине.

В официальной переписке сефевидов использовались два языка, но в дворцовой переписке превалировал тюркский язык, что отмечалось и многими путешественниками.

Представители тюркской знати держали в руках управление огромного государства, войско также подчинялось им, и при необходимости они с этой армией участвовали в войнах.

б) Отстранение тюркской знати - гылбашей с ответственных постов, усиление контроля над тюркскими чиновниками было начато при Шах Исмаиле, и далее продолжено при последующих шахах, в особенности при Шах Аббасе.       

За время своего правления Шах Аббас, с помощью военных реформ, попытался отдалить кызылбашей с важных государственных постов. Среди важных государственных постов, находящихся в руках тюрков, самыми значимыми были должности «векилов» - «советников».  Беки- кызылбаши старались сохранить за собой эти должности, чтобы иметь влияние на власть. Среди тюркских векилов того времени были: Див Султан Румлу, Чуха Султан Текели, Хусейн Хан Шамлу и другие.

В борьбе за власть тюркские эмиры боролись не только друг с другом, но и с фарсами, которые состояли в родстве с правящей династией. В особенности можно привести пример убийства со стороны кызылбашей жены шаха Мухаммеда Худабенди, Мехти Ульяна Мазандаранлы и приближенного к нему человека визиря Мирзы Салмана, который был единственным визиром - "tacikom", он был сыном визиря Ага Мирзы Али Джабира - наместника Исфахана Ибрагим хан Зюлкадрина. При Шахе Тахмасибе он занимал пост "nazir-i büyutat», затем в правление Шаха Исмаила Второго был назначен визиром.  При Мухаммед Худабенди, войдя в доверие к его жене, был награжден титулом «etimad əd -dövlə», и затем возвысился до поста "vəzir divan ala". Мирза Салман, посеяв рознь между эмирами кызылбашей, пытался ослабить их. Выдав свою дочь за Хамзу Мирза, планировал захватить власть.  Обеспокоенные таким ходом дел, эмиры кызылбашей решили убрать жену хана и дали добро на убийство Мирзы Салмана.  

Решение Шах Аббаса и предыдущих шахов сефевидского государства об ослаблении кызылбашей имели целью ограничить их независимость.               

После того как под натиском Османов, столица сефевидов была перенесена, контроль над кызылбашами, которые в регионе занимали властвующее положение, был ослаблен.  При Шахе Исмаиле Первом им была дана власть и имущественное предпочтение, и это увеличило их силу.  В дальнейшем, по этой причине, центральная власть постаралась ослабить позиции кызылбашей. И поскольку столица была расположена близко к османам, перенос ее позволял перевес в войнах с османами. Такое решение было продиктовано также и тем, что среди кызылбашей находились люди, близкие к османам.       

Ослабление эмиров - кызылбашей в центральных органах власти привело к ослаблению сефевидов.  А кызылбаши, между тем, были привязаны к своим бекам больше чем к шаху. За все время, пока кызылбаши были представлены в центре, эмиры кызылбашей охраняли целостность государства.  В результате реформ, которые начались во времена правления Шах Аббаса Первого, эмиры кызылбашей стали вытесняться с властных структур, и это вкупе с тем, что центр государства переместился в Исфахан, они оказались вне взоров властей. Но несмотря на это, тюркские эмиры, спустя некоторое время, после сефевидов, при Афшарах и Коджарах, вновь пробились к власти. В борьбе за власть тюрки в Иране недолго оставались на обочине. Приход к власти Афшаров и Коджаров подтвердил это.

 

Зульфия  Велиева









































































































































































































 

И ДРУГИЕ...