Кино времен репрессий

Кино времен репрессий

Народ Азербайджана мобилизовал все свои силы для решения задач, поставленных партией. В 20-х и начале 30-х годов прошлого столетия система целенаправленно уничтожала промышленников, собственников, национальные управленческие структуры, со второй половины 30-х гг. начались тотальные репрессии представителей интеллигенции, политических деятелей и военных. Жертвами репрессий стали выдающиеся деятели культуры и искусства Азербайджана, среди которых Г.Джавид, Ю.В.Чеменземинли, М.Мушфиг, У.Раджаб, а также кинодеятели А.М.Шарифзаде, Ш.Махмудбеков. Не пощадили жернова репрессии и  воспитанников системы - Алигейдара Гараева, Айну Султанову, Рухуллу Ахундова.

В целях выполнения задач, поставленных политико-идеологическим руководством, в 1936 году приступила к работе новая организационная система. В этот период были написаны сценарии к фильмам «Туманный Тебриз», «Большевик Гасан», «Ущелье смерти», «Джейфун и Ульчар», «Мертвецы», «Чемпионы», «Слепой музыкант», «Черное золото», «Синдбад-мореход», «Баку», «Обманутые звезды», «Цветы Шираза», «Телли», «Три брата», «Авария», «Большевики», «Слава», «Гёйчай», из которых были экранизированы лишь «Ущелье смерти» и «Джейфун и Ульчар».

В первые годы звукового кино в Азербайджане незавершенность киносъемочного процесса стала обыденным делом. Тому виной был заведующий отделом производства художественных фильмов киностудии «Азерфильм» К.И.Томский, приглашенный на работу в 1934 году на основе трехлетнего контракта. Именно по его вине фильм «Игра в любовь», многократно переделанный и признанный в итоге художественно слабым, был раскритикован прессой. Помимо этого, короткометражный фильм «Шестое чувство» был забракован Главным Управлением Кинематографии СССР, документально-художественная картина «Директивный бант» и мультипликационная лента «Несчастье Аббаса» были негативно восприняты зрителем. Томский не пытался устранить свои ошибки, продолжая начатую разрушительную линию, отдаляя от работы творческих людей. Варварски перекраивал он и сценарии к фильмам «Джейфун и Ульчар», «Ущелье смерти». После многочисленных жалоб на него в Главное Управление Кинематографии СССР он бежал в Москву, отказавшись возвращаться в Баку. В октябре 1936 года он был уволен, а его дело было направлено в суд.

Режиссером-постановщиком фильма «Джейфун и Ульчар» был Е.Казаев, главные роли в нем исполнили A.М.Шарифзаде, У.Раджаб, М.Марданов, M.Санани и др. В октябре съемки фильма были временно приостановлены, поскольку в августе-сентябре было отснято лишь 63 кадра, израсходовано 2000 метров пленки. Первый режиссер фильма В.Нижний, оператор Б.Смирнов и консультант Б.Татишвили не справлялись с работой, в итоге директором картины был назначен Г.Александровский, сценарий был переделан Шпиковским. Однако, несмотря на многочисленные корректировки в сценарии, смену образов, замену некоторых актеров, фильм спасти не удалось. Директор киностудии «Азерфильм» Г.Бабаев принимает решение сформировать комиссию в составе Ф.Плукене, Б.Керского и Б.Бабариго для расследования причин столь безответственной работы, но все оказалось безрезультатно. В итоге художественная работа над фильмом была поручена С.М.Эйзенштейну, но фильм уже был переделан до неузнаваемости и безвозвратно испорчен.

Та же участь постигла и киноленту «Ущелье смерти». Фильм, сценарий к которому написал Гылман Мусаев, был снят режиссерами Г.Брагинским и Б.Кочетовым. Главные роли в картине исполнили Б.Млихтин, Е.Агуров, Н.Дубровин, А.Меликов, И.Эфендиев, Р.Кязымов, А.Терегулова, Т.Горник, Б.Фарамаз, фильм оказался провальным и, несмотря на переработку сценария, 8 октября 1936 года было принято решение закрыть его и распустить актерско-режиссерский состав.

Нариман

 

 

И ДРУГИЕ...